Добрый день дорогие родители и гости. Мы очень рады видеть вас вновь. В последнее время часто возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно недостаточно, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец: «Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний». Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в отношениях, думается, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Среди проблемных форм межличностных отношений необходимо отметить обидчивость (болезненное переживание ребенком отвержение со стороны партнеров по общению), застенчивость, страх перед другими. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что и подростковая жестокость и агрессивность имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, благодаря наличию компьютера и телевизора. Они становятся, менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознавать или контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо обучать ребенка «взгляду со стороны», тем самым, помогая ему по - другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение, более полно и адекватно выразить себя через общение, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, отзывчивость к чувствам других. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Благодаря специально разработанным игровым упражнениям можно сформировать у детей умения, необходимые для адекватного общения со взрослыми и сверстниками, воспитание терпимости по отношению к окружающим людям, что является одним из показателей психологической готовности к школе.
И так цель нашего родительского собрания Цель: Познакомить родителей с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Задачи:
Образовательная. Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая.Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная. Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Форма: Мастер-класс
План работы:
1. Вопрос: "Что означает, по вашему мнению, быть толерантным”? Ответы родителей: способность мирным путем разрешить проблему ; способность встать на место другого человека и понять ; незнаем .
А) Мини лекторий для родителей.
Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем.
Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволить вам быстро и легко разрешать все конфликты, (предлагаю разрешить ситуацию)
Но вначале мы с вами распределимся. Вы выбрали шляпки – вы наши независимые эксперты. У кого большие цветы – вы родители, у кого маленькие цветы - вы дети. Я попрошу сесть на скамеечки справа тех у кого большие ромашки, у кого колокольчики - слева.
Б) Педагогические ситуации.
Ситуация №1 "Конфликт опасен, если он не разрешим”
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”
Разрешение конфликта с позиции толерантности:
Мама
- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это- поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
Ситуация № 2.
"Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”
Паша (с радостью)
- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе)
- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает)
- Ну, пожалуйста.
Папа (отталкивает Пашу)
- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!
Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?
Ответы родителей: ударил ребенка, оскорбил, не сдержал слово. Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.
Объяснение с позиции толерантности:
Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.
Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт
Игра-тренинг.
Когда возникает конфликтная ситуация?
Какие ассоциации у вас появляются, когда я говорю: "Произошел конфликт”? На доске 4 слова, связанные с этим понятием. Сейчас мы поиграем с этими словами, составьте предложения.
Слова: ссора, обида, наказание, огорчение. Ответы: Произошла ссора. Ребенок наказан и обижен. Мама огорчена.
Итог: конфликт!
Тренинг по командостроению (участвуют родители и дети)
Уважаемые родители! Сегодня на наше собрание приглашены ваши дети. Проходите, у кого маленький цветочек, подходите и находите парный большой цветок.
Чтобы вы поближе познакомились и ваши коллективы сплотились я предлагаю игру-тренинг по командостроению.
Цель: знакомство, сплоченность коллектива.
Участвуют родители и дети.
Место проведения : зал.
Ход игры: вдоль стены построиться в шеренгу парами (ребенок и родитель), середина зала – воображаемая пропасть.(скакалки)
Задача: пройти парой от одной стены до другой поочередно, используя разные способы движения, не повторяя способы движения предыдущих пар. Если повторил – упал в пропасть.
(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-папа несет сына на плечах и т.д.).
Цель: отработка навыков общения, единства, взаимоподдержки, воспитание собственным примером, сплоченности достижений цели.
Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.
Тренинг-игра. (участвуют дети).
Ход игры: Встав в круг, за определенное время передать маленький мяч друг другу по кругу, не уронив его. (Музык рук - ль играет 10 сек, 7 сек., 5сек.) игра проводится 3 раза
Цель: отработка навыков работы в коллективе, навыков общения, взаимовыручки, сопереживания, чувства ответственности.
Команды с задачей справились.
Вывод: тренинги по командостроению позволяют поближе узнать друг друга, сплотить коллектив.
Задание для детей и родителей: в каждой семье есть общие интересы, которые сплачивают семью.
Задание: Создать герб семьи, изобразив его на плакате (поставить столы, и весь подготовленный материал). Во время работы включить музык. Сопровождение.
Цель: 1. Отработка навыков совместной деятельности папа, мама, я.
2. Знакомство с интересами и традициями семьи.
Итог: Любимое занятие – рыбалка Изготовление поделок, рисование. Отдых на природе. Чтение книг. И т.д.
Вывод: в каждой семье есть общие интересы, которые сплачивают семью.
Рефлексивная карта занятия
Тема: «Путешествие по странам и континентам»
Ф.И.О. педагога: Гайфутдинова Гульсия Мансуровна - воспитатель, Рукавишникова Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель
Параметры Шкала
Ваши пожелания педагогам: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее родительское собрание на тему: "Толерантность в разрешении конфликтов" Повестка дня: 1. Толерантность в разрешении конфликтов. 2. Устав МДОУ – новая редакция. 3. Родительский договор –новая редакция, существенные изменения. 4. Летне-оздоровительная кампания. 5. Разное.
Проект решения собрания:
1. продолжать работу по ознакомлению родителей и детей с понятиями толерантности, познакомить с вопросами эффективного ведения переговоров, способами выхода из конфликтов в процессе воспитания детей.
2. Устав в новой редакции утвердить. Выполнять разделы Устава, Родительский договор. |